Европротокол отменил краткосрочные полисы «автогражданки»


Уже летом водители не смогут оформить ОСАГО сроком от одного месяца до полугода

Принятый на позапрошлой неделе Верховной Радой закон о введении в Украине европротокола, дающий возможность водителям оформить мелкие ДТП, в которых пострадали только транспортные средства, без вызова ГАИ, одновременно отменяет оформление краткосрочных полисов «автогражданки». И это — далеко не последний сюрприз, предусмотренный в этом законе.

«Автогражданка» — на год, но исключения — возможны

По новому закону украинским водителям придется заключать договоры об обязательном страховании гражданской ответственности сроком на год.

— Такую норму законодатели прописали, чтобы уменьшить риск мошенничества, — поясняет президент Лиги страховых организаций Украины Наталья Гудыма. — Сегодня автовладельцы приобретают в основном короткие полисы на 15-30 дней, применяя их лишь для прохождения гостехосмотра, а затем ездят без «автогражданки».

Впрочем, краткосрочная «автогражданка» все же останется: ее можно будет оформить на незарегистрированные транспортные средства (до постановки на учет), временно зарегистрированные (до постоянной регистрации) и транспортные средства нерезидентов (на срок их пребывания в Украине).

Прямое страхование: минусы для страховых, плюсы — для водите лей

Один из позитивных для автолюбителей моментов — европротокол — предполагает введение процедуры прямого урегулирования убытков. То есть в случае мелкого ДТП, когда пострадали только транспортные средства, и водители договорились о том, кто потерпевшая сторона, а кто виновная, пострадавшему не нужно идти в страховую виновника и выбивать из нее деньги на ремонт. Это можно будет сделать, обратившись в свою страховую компанию, что, естественно, облегчит процесс покрытия убытков.

— Что до страховых компаний, то введение прямого урегулирования убытков может сделать этот вид страхования убыточным, а также — привести к увеличению количества случаев страхового мошенничества — примерно на 10%, — говорит Наталья Гудыма. — В некоторых случаях водители, например, могут изменить реальную картину аварии: подменить одного участника ДТП другим, скрыть факт, что один из них пребывал в состоянии алкогольного опьянения, постараться выдать старые повреждения за новые, и так далее.

Поэтому страховщикам придется строже относиться к экспертизе автомобилей, ремонт которых им предстоит оплачивать по европротоколу, а также — к тщательному изучению обстоятельств ДТП.

Отменили регресс — увеличат стоимость полисов

Еще одна норма, которая уходит в прошлое с введением европротокола — регресс (когда страховая компания взыскивает с виновника ДТП деньги, чтобы покрыть убыток от выплаты страхового возмещения потерпевшей стороне). Так что водитель, признавший свою вину по европротоколу, сможет вздохнуть свободно: страховая компания не будет обращаться к нему с требованием вернуть деньги, потраченные на ремонт автомобиля потерпевшего.

— Безусловно, отмена регресса ударит по страховым компаниям — они будут нести дополнительные убытки, — отмечает Наталья Гудыма. — Однако не исключено, что этот риск будет учтен при перерасчете базового платежа по обязательному страхованию гражданской ответственности, что в перспективе приведет к его повышению. И — подорожанию полисов ОСАГО.

Впрочем, все эти приятности и неприятности ожидают автовладельцев еще нескоро: нормы, принятые парламентариями, вступят в силу через полгода после опубликования — а это не раньше, чем летом-осенью 2011 года.

Цифра

10 тыс. грн на одного пострадавшего — столько составляет заложенная в законе выплата по европротоколу по одному страховому случаю.

Комментировать