Пассивное избирательное право: шаг вперед или два шага назад?


Выборы Новый Закон Украины "О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских председателей" (далее — Закон) кардинально изменил правила проведения местных выборов, но вопрос, каким критериям должен отвечать тот, кто претендует на должность депутата местного совета, сельского, поселкового или городского головы, осталось актуальным.

Принадлежность к территориальной общине

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона "депутатом, сельским, поселковым, городским председателем может быть избран гражданин Украины, имеющий право голоса согласно ст. 70 Конституции Украины".

Статья 70 Конституции Украины определяет, что право голоса на выборах и референдуме предоставлено гражданам Украины, которых не признаны судом недееспособными, и в день проведения выборов достигли 18 лет.

Кроме того, ч. 2 ст. 9 Закона определяет, что "депутатом, сельским, поселковым, городским председателем не может быть избран гражданин Украины, имеющий судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке".

Таким образом, основными условиями избрания лица на местных выборах является: 1) гражданство Украины; 2) дееспособность; 3) достижении 18 лет; 4) отсутствие судимости за совершение умышленного преступления.

Вообще понятие "пассивное избирательное право" уместно раскрывать через понятие "право голоса". По общему правилу согласно ст. 3 Закона право голоса на выборах депутатов местных советов, выборах сельского, поселкового, городского головы имеют дееспособные граждане Украины, которые относятся к соответствующим территориальным общинам и которым на день выборов исполнилось 18 лет. Этим положением фактически определен дополнительный критерий — принадлежность к соответствующей территориальной общины. К сожалению, его нет в ст. 9 Закона, которая является базовой для определения пассивного избирательного права и ограничивает критерии лишь теми, которые определены в ст. 70 Конституции Украины.

Выборы w Из этого следует, что в будущем кандидат в депутаты местного совета (любого уровня) или на должность сельского, поселкового, городского председателя может не принадлежать к соответствующей территориальной общины. Таким образом, на практике может возникнуть интересная ситуация, когда, например, совет определенной области будет полностью сформирована из депутатов, проживающих в другой области.Следует подчеркнуть, что в конституционном представлении Уполномоченного ВР по правам человека в Конституционный Суд Украины от 04.03.2002 г. речь шла о неконституционном ограничения реализации пассивного права граждан путем установления в действующем на то время Законе Украины "О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских председателей "такого условия регистрации кандидатов, самовисунулися, как принадлежность к территории соответствующего избирательного округа.

Рассмотрев дело, КСУ пришел к выводу, что установление в действующем на то время Законе Украины "О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов" в качестве условия регистрации кандидатов, самовыдвигались, факта принадлежности к территории соответствующего избирательного округа (жительства или работы на территории округа), действительно, противоречит Конституции Украины, однако не потому, что такое требование ограничивает конституционное право гражданина быть избранным, а лишь потому, что соответствующих условий реализации пассивного избирательного права (проживания или работы на территории избирательного округа) не были установлены для граждан , выдвинутых в ином, чем самовыдвижения, порядка. Признавая эту норму неконституционной, КСУ исходил из принципа обеспечения равенства субъектов избирательного процесса за невозможности установления ограничения пассивного избирательного права в зависимости от способа реализации права (таким способом в этом случае выступает самовыдвижения или выдвижения другим путем. Т.е. КСУ не исключил возможность установки в качестве условия приобретения права быть избранным на местных выборах проживания или работы в пределах соответствующего округа, а лишь предусмотрел обязательность применения этого требования ко всем кандидатам, независимо от способа выдвижения.

Это решение КСУ является вполне целесообразным и обоснованным, ведь связь с фактом принадлежности к соответствующей территориальной общины полностью раскрывает суть и содержание функционирования органов местного самоуправления. Согласно чч. 1, 3 ст. 140 Конституции местное самоуправление является правом территориальной общины — жителей села или добровольного объединения в сельскую общину жителей нескольких сел, поселка и города — самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины. Сможет эффективно решать вопросы местного значения совет (любого уровня), сформированная из депутатов, не входящих в соответствующей территориальной общины и не знают специфики административно-территориальной единицы, в пределах которого избраны?

Только партийная принадлежность

Партия Кроме того, следует подчеркнуть, что право быть избранным реализуется через процедуру выдвижения кандидатов, общие положения которой прописаны в ст. 10 Закона. Там отмечается, что "право выдвижения кандидатов в депутаты и кандидатов на должность сельского, поселкового, городского председателя принадлежит гражданам Украины, которые имеют право голоса. Это право реализуется гражданами Украины через республиканские в Автономной Республике Крым, областные, районные, городские, районные в городах организации политических партий или путем самовыдвижения соответствии с настоящим Законом.

Положение о выдвижении кандидатов в депутаты и кандидатов на должность сельского, поселкового, городского председателя детально прописаны в отдельном разделе Закона Украины "О выборы депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских председателей". Проанализировав положения раздела 6 этого документа, можно утверждать, что самовыдвигаться имеют право только кандидаты в депутаты сельских, поселковых советов и кандидаты на должность сельского, поселкового председателя. Лицо, которое хочет быть кандидатом в депутаты Верховной Рады АРК, областного, районного, городского, районного в городе совета или кандидатом на должность городского головы, не имеет права самовыдвигаться и может реализовать свое право быть избранным только через местные организации политической партии.

Следовательно, закрепление указанного положения в избирательном законодательстве фактически вводит дополнительное условие (критерий), при наличии которой лицо имеет право быть избранным на местных выборах. Речь идет о партийной принадлежности. Введение этого условия выдвижения кандидатов ставит реализацию гражданами пассивного избирательного права, предусмотренного ст. 38 Конституции Украины, в прямую зависимость от партийной принадлежности и таким образом создает неравные условия доступа к участию в управлении государственными делами.

В ч. 1 ст. 64 Конституция Украины закреплено положение о том, что конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, установленных Конституцией. Часть 2 ст. 64 Конституции устанавливает такие случаи, как военное или чрезвычайное положение. Сегодня в Украине ни военное, ни чрезвычайное положение не вводилось, следовательно, такое ограничение избирательных прав граждан является необоснованным и неконституционным. Следует отметить, что чч. 1 и 2 ст. 24 Конституции гарантируют гражданам равные конституционные права и свободы, равенство перед законом и отсутствие привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам .

1207306619 К тому же, ратифицировав Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 19.10.1973 г. № 2148-VIII Международный пакт о гражданских и политических правах, Украина взяла на себя обязательство уважать и обеспечивать всем лицам, находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией, права, признанные в указанном Пакте, без каких-либо различий в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Подпункт b ст. 25 Пакта определяет, что каждый гражданин должен иметь без любых упомянутых выше видов дискриминации и без необоснованных ограничений, право и возможность, в частности, быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободу волеизъявления избирателей.

Таким образом, положения Закона ограничивает реализацию пассивного избирательного права по признаку политических убеждений, что противоречит чч.1 и 2 ст. 24 Конституции Украины и не согласуется с международными стандартами в области прав человека. Законодатель, устанавливая критерии, при соответствии которым лицо имеет право быть избранным на местных выборах, сместил акцент на политическую принадлежность кандидатов, что является прямым ограничением избирательного права.

Вместе избирательное законодательство не устанавливает в качестве условия выдвижения кандидатуры на местных выборах наличие у кандидата права голоса на соответствующих выборах (а следовательно, принадлежность к территориальной общины или жительства в пределах ее территории. Хотя аналогичная требование к кандидатам закреплена в законодательстве многих стран Европы.

Читайте также по теме:

Выборы 31 октября 2010 с новым законом о выборах

Гражданин не понимает

Как продают голоса на выборах

Источник

Комментировать