Быть или не быть налоговым разъяснениям


dengi Правительственное постановление может полностью парализовать систему предоставления налоговых разъяснений налогоплательщикам. В пятницу, 12 февраля, вступило в силу постановление Кабмина №86 от 27.01.10 г.»О предоставлении налоговых и других разъяснений». Постановление было продавлено главой Госкомпредпринимательства Александрой Кужель, однако, как это часто бывает при нынешнем правительстве, не согласовано с заинтересованными сторонами. Что в результате может вызвать большой скандал.

По всей видимости, благородная инициатива готовилась аккурат под выборы или, по крайней мере, под второй их тур. Но что-то не сработало, и, несмотря на январскую дату подписания (во всяком случае, официально), народу документ был представлен с явным опозданием.

В соответствии с постановлением №86 ГНАУ, ГТСУ, Пенсионному фонду и трем фондам социального страхования предписано следующее:

«предоставлять налоговые разъяснения и разъяснения по вопросам общеобязательного государственного социального страхования (…) относительно официального понимания отдельных положений законодательства исключительно в виде обобщающих налоговых разъяснений и разъяснений других органов, определенных ст.2 Закона Украины»О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами», с утверждением их приказами соответствующих контролирующих органов;

привести в трехмесячный срок в соответствие с этим постановлением ранее предоставленные разъяснения».

Если закрыть глаза на вероятный предвыборный смысл подготовки постановления, то можно предположить, что его авторами двигало желание сделать нечто полезное для бизнеса. Во всяком случае, в постановлении сказано, что издается оно»в целях усовершенствования администрирования налогов». А в Пояснительной записке к его проекту сообщается:»Поскольку разъяснения ГНАУ, которые не утверждены приказом ГНАУ, не являются решениями, налогоплательщики лишены права на обращение в суд о признании таких налоговых разъяснений недействительными».

Авторы постановления, взявшиеся самостоятельно совершенствовать администрирование налогов, что явно выходит за рамки их компетенции, оказали медвежью услугу и предпринимателям, и премьеру Юлии Тимошенко. Юлия Владимировна подписала очередной документ, противоречащий действующему законодательству. А бизнес рискует на неопределенное время остаться вообще без разъяснений!

Прежде всего порядок предоставления налоговых разъяснений определен Законом»О порядке погашения…». В соответствии с ним таковым считается любой ответ контролирующего органа на запросы по вопросам налогообложения. Утверждаются же приказами обобщающие налоговые разъяснения, которые издаются по результатам»периодического обобщения налоговых запросов». Налицо прямое противоречие постановления Закону. Кроме того, постановление попросту парализует систему предоставления разъяснений. Во-первых, издавать многие тысячи приказов (а именно столько больших и совсем маленьких ответов ГНАУ ежегодно направляет на запросы плательщиков, не говоря о сравнимых количествах разъяснений в областях) нереально с практической точки зрения. Тут даже»итальянскую» забастовку устраивать не нужно. И тем более нереально за три месяца обобщить и утвердить приказами ранее предоставленные разъяснения — по примерным оценкам, их общее количество значительно превышает 15 тысяч. Чтобы все их облечь в форму приказов, главе ведомства придется подписывать более 30 приказов в каждый из рабочих часов предстоящих трех месяцев.

Во-вторых, опираясь на постановление №86, налоговики теперь вполне могут отделываться примерно такими ответами:»При поступлении аналогичных запросов от других плательщиков они будут обобщены, после чего разъяснение будет утверждено приказом и обнародовано». Казалось бы, можно возразить: зато теперь все разъяснения можно будет обжаловать в суде. Но на самом деле этот аргумент абсолютно нелепый — издание разъяснения, которое, кстати, не является нормативно-правовым актом, не влечет за собой ни малейших последствий для налогоплательщика. Последствия могут возникнуть в результате принятия решения на основании такого разъяснения. Однако это решение как раз и может быть обжаловано в суде, который, кстати, даже не будет принимать налоговое разъяснение во внимание — он рассматривает соответствие решения закону.

Трудно поспорить с тем, что действующая система предоставления налоговых разъяснений, мягко говоря, несовершенна. Но главным ее недостатком является, конечно же, не невозможность обжаловать письмо ГНАУ или Пенсионного фонда в суд. А возможность предоставления (получения), скажем так,»индивидуальных» разъяснений. И вот этот-то недостаток устранить довольно просто — достаточно внедрить единый электронный реестр налоговых разъяснений (по примеру подобного реестра судебных решений) и обязать контролирующие органы в разумные сроки отразить в нем все ранее изданные разъяснения. В этом случае ни закон не будет нарушен, ни работа по предоставлению разъяснений не будет парализована. Однако ни в Госкомпредпринимательстве, ни в Кабмине до этого, к сожалению, не додумались.

Источник

Комментировать