Важно. Рекомендации ГНАУ по отмене регистрации предприятий!


Налоговая1Не дожидаясь возможного принятия Налогового кодекса, в котором планируется расширить права и возможности налоговых органов в вопросе аннулирования регистрации субъектов хозяйствования, а также свидетельств плательщиков НДС, в ГНАУ подготовили Методические рекомендации (ориентировочный алгоритм действий) органов госналогслужбы при отмене государственной регистрации субъектов хозяйствования, аннулировании свидетельства плательщика НДС (в том числе через процедуру банкротства и (или) отмену госрегистрации).

Великолепная пятерка

В ГНАУ обнаружили пять оснований для обращения в суд с заявлением об отмене государственной регистрации субъекта хозяйствования. При этом для оформления соответствующего искового заявления руководитель налогового органа должен принять решение в виде распоряжения. Главной же причиной появления такого распоряжения может быть наличие в Едином госреестре записи об отсутствии юридического лица по месту нахождения (во всяком случае, именно на этой возможности акцентируют особое внимание авторы рекомендаций. — Ред.). Эту запись в реестр должен внести государственный регистратор, если отправленное им рекомендованное письмо в адрес плательщика относительно подтверждения сведений о юрлице (они должны подтверждаться ежегодно, согласно п.11 ст.19 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей") возвращается с отметкой отделения связи об отсутствии юрлица по указанному адресу. При этом отбором налогоплательщиков, подготовкой распоряжения и организацией работы по подаче искового заявления в суд в различных случаях занимаются разные структурные подразделения органов ГНС.

Налоговая2 Установление местонахождения плательщика (а точнее — фиксация отсутствия его по указанному адресу), как уже указывалось, поставлено авторами рекомендаций во главу угла. Заниматься же этим делом должны будут налоговые милиционеры на основании запросов других подразделений органов ГНС. При этом соответствующий запрос будет считаться исполненным почему-то лишь в случае установления местонахождения плательщика либо установления того факта, что плательщик зарегистрирован на лиц, которые не связаны с созданием и хозяйственной деятельностью плательщика. Третьего вообще не дано!
В отношении плательщиков НДС меры по установлению местонахождения должны будут применяться в обязательном порядке, если плательщик:

зарегистрирован по адресу массовой регистрации;

отсутствует по указанному месту нахождения;

имеет связанных лиц, которые ранее имели отношение к банкротам, предприятиям, относительно которых принимались судебные решения: о прекращении (в случаях, не связанных с банкротством), о признании учредительных документов недействительными, об отмене госрегистрации, о признании недействительной госрегистрации и т.д.;

имеет учредителями лиц без постоянного места жительства, постоянного дохода на протяжении трех последних лет, нетрудоспособных или в возрасте до 21 года;

зарегистрирован на учредителей или руководителей, паспорта которых были украдены или потеряны;

зарегистрирован на иностранцев или лиц без гражданства;

имеет руководителем, бухгалтером и учредителем одно лицо;

декларирует большие (? — Ред.) валовые доходы с малой налоговой нагрузкой, или с небольшим количеством работающих, или с малой стоимостью основных фондов;

отчитывается об отсутствии деятельности или имеет незначительные объемы и при этом зарегистрировался или регистрируется плательщиком НДС добровольно;

имеет небольшой (? — Ред.) уставный фонд и (или) не сформировал его в установленный срок;

проводит частую (? — Ред.) смену учредителей и (или) руководителей, местонахождения или учредительных документов.

Повод для резвости

Налоговая3 Отдельный раздел рекомендаций посвящен аннулированию свидетельства плательщика НДС. Эта тема всегда была близка сердцу налоговиков. Однако до недавних пор Закон о НДС, довольно четко регламентирующий процедуру регистрации плательщика НДС и ее аннулирования, практически не оставлял им шансов порезвиться на этом поле. Недавно же к имевшимся пяти основаниям для аннулирования регистрации плательщика НДС добавились еще два, которые возможности налоговиков существенно расширяют. В частности, теперь статуса плательщика НДС можно лишиться, если учредительные документы лица, зарегистрированного плательщиком НДС, по решению суда признаны недействительными, и даже если в Едином госреестре юридических лиц и физлиц-предпринимателей сделана запись об отсутствии юридического лица или физического лица по указанному месту его нахождения. Авторы рекомендаций считают, что налоговый орган обязан принять самостоятельное решение об аннулировании регистрации плательщика НДС на основаниях, предусмотренных пунктами 3-7. Аннулирование регистрации плательщика НДС по инициативе органа ГНС происходит на основании решения об аннулировании Свидетельства плательщика НДС в форме акта, утвержденного руководителем налогового органа и составленного соответствующей комиссией. Состав этой комиссии утверждается распоряжением руководителя налогового органа. Руководителем комиссии назначается заместитель руководителя налогового органа, курирующий вопросы администрирования НДС, либо начальник соответствующего структурного подразделения ГНИ. При этом дата утверждения акта об аннулировании регистрации плательщика НДС считается днем принятия такого решения. Один экземпляр акта не позднее следующего рабочего дня после его утверждения должен быть направлен налогоплательщику.

Чужая свадьба

Кроме налоговых органов с исками об отмене государственной регистрации (о прекращении юрлица или о прекращении предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя) в суд могут обращаться и другие госорганы (госрегистратор, ГКЦБФР (относительно акционерных обществ), подразделения МВД по борьбе с организованной преступностью, СБУ, органы прокуратуры). В подобных случаях налоговым органам предписано в случае выявления фактов, которые могут быть использованы другими уполномоченными органами для обращения в суд с исками о прекращении субъектов хозяйствования, щедро ими делиться.

Основания для принудительной отмены регистрации юрлица, не связанные с банкротством:

1.признание недействительной записи о проведении государственной регистрации вследствие нарушений закона, допущенных при создании юрлица, которые невозможно устранить;
2.проведение юрлицом деятельности, противоречащей учредительным документам, или деятельности, запрещенной законом;
3.несоответствие минимального размера уставного фонда юрлица требованиям закона;
4.неподача на протяжении года органам ГНС налоговых деклараций, документов финансовой отчетности;
5.наличие в Едином госреестре записи об отсутствии юрлица по указанному им месту нахождению.

Налоговая5 Кто отменяет регистрацию:

1.подразделения налогообложения юрлиц (физлиц) — относительно плательщиков, не имеющих задолженности перед бюджетом и не подающих на протяжении одного года в органы ГНС налоговые декларации, документы налоговой отчетности;
2.подразделения регистрации налогоплательщиков — относительно плательщиков, по которым в Единый госреестр внесена запись об отсутствии юрлица по указанному им месту нахождению;
3.подразделения погашения просроченных налоговых обязательств — относительно плательщиков, имеющих налоговую задолженность (долг), в целях признания их банкротами (в том числе относительно отсутствующих должников);
4.подразделения налоговой милиции — относительно субъектов "фиктивного" предпринимательства и плательщиков, учредительные документы которых противоречат действующему законодательству или содержат неправдивые сведения, в целях признания недействительными уставных документов таких плательщиков;
5.подразделения аудита и (или) налоговой милиции — относительно плательщиков, ведение деятельности которыми противоречит учредительным документам и законодательству.

Основания для аннулирования регистрации плательщика НДС:

1.плательщик НДС, который до месяца, в котором подается заявление об аннулировании регистрации, является зарегистрированным плательщиком НДС согласно пп.2.3.1 Закона больше 24 календарных месяцев, включая месяц регистрации, и имеет за последние 12 месяцев объемы облагаемых налогом операций, меньше определенных пп.2.3.1;
2.ликвидационная комиссия плательщика, объявленного банкротом, заканчивает работу или плательщик ликвидируется по собственному желанию или по решению суда (физлицо лишается статуса субъекта хозяйствования);
3.лицо, зарегистрированное плательщиком НДС, становится субъектом упрощенных систем налогообложения, которые определяют особый порядок начисления или уплаты НДС, или лицо освобождают от уплаты НДС по решению суда или по любым другим причинам;
4.зарегистрированное плательщиком НДС лицо избирает в соответствии с Законом о НДС специальный режим налогообложения по ставкам, иным, чем указанные в ст.6 и ст.8-1 Закона;
5.лицо, зарегистрированное плательщиком НДС, не предоставляет налоговому органу декларации по этому налогу в течение 12 последовательных налоговых месяцев или подает такую декларацию, которая свидетельствует об отсутствии облагаемых налогом поставок в течение такого периода, а также в случаях, определенных законодательством относительно порядка регистрации субъектов хозяйствования;
6.учредительные документы лица, зарегистрированного плательщиком НДС, по решению суда признаны недействительными;
7.в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей сделана запись об отсутствии юридического лица или физического лица по его местонахождению.(new!)

Читайте также по теме:

Налоговый кодекс: ГНАУ не получит право на обыски

О судебно-правовых нюансах преимущественного права акционеров ЗАО на выкуп акций

Быть или не быть налоговым разъяснениям

Источник

Комментировать