Июл 22 |
Судебный сбор заработает. Но когда?
Это означает, что главные распорядители средств смогут использовать их на обеспечение надлежащих условий для полноценного осуществления правосудия, в т. ч. улучшение материально-технической базы судов, которая, как известно, сегодня находится в плачевном состоянии. Как ранее прогнозировала Государственная судебная администрация, в случае принятия Закона "О судебном сборе" поступления в специальный фонд Госбюджета, из которого финансируются расходы судов, могут увеличиться примерно до 2 млрд грн. На сегодняшний день, напомним, в спецфонд от судебной системы поступают только средства оплаты за ИТО, и они стопроцентно идут на ее (судебной системы) содержание. Средства от уплаты государственной пошлины по рассмотрению судебных дел поступают в общий фонд Госбюджета. И поскольку расходы общего фонда, в отличие от специального, не имеют конкретной привязки к источникам их создания, нельзя сказать, что средства госпошлины идут на содержание судебной системы. Итак, прогнозы были более чем оптимистичными, но станут ли они спасательным кругом для Фемиды в действительности? Госпошлина зависит от уровня минимальной зарплаты Итак, в соответствии с ЗУ "О судебном сборе", ставки такого сбора возрастают для всех категорий лиц и будут расти год от года. Исчисляться они будут по новой методике — не исходя из действующей с 1996 г. перманентной суммы необлагаемого минимума дохода граждан (17 грн), а в соответствии с изменяющейся цифрой минимальной заработной платы, которая, напомним, с 1 января 2011 г. составляет 941 грн. Сегодня даже в сумме с оплатой ИТО платежи объективно меньше. Например, за подачу иска неимущественного характера по хозделам по новому Закону придется уплатить 941 грн вместо нынешних 85 грн, а по гражданским — 94 грн. (сейчас — 8,5 грн). Предусмотрен документом и сбор за выдачу в электронном виде копии технической записи судебного заседания (15 грн), а также за распечатку технической записи — 5 грн за каждый лист текста. Увеличение платежей обосновано курсом государства на мирное внесудебное урегулирование споров, т. е. перед тем, как обращаться в суд, лицу придется несколько раз подумать, ведь платить придется из своего кошелька.
Как отмечает председатель Высшего хозяйственного суда Украины Виктор Татьков, что касается уплаты судебного сбора при обращении в хозяйственный суд, то этот платеж имеет своей целью стимулирование субъектов хозяйствования к соблюдению договорной дисциплины и требований законодательства. Солидарен с ним и председатель Высшего совета юстиции Владимир Колесниченко, отметивший в ходе заседания коллегии ГСА: "Я разделяю инициативу относительно того, куда должен поступать судебный сбор и каким должен быть его размер. Думаю, на сегодня это единственный источник улучшения ситуации с финансированием. Он создает такие условия, когда количество обращений в суд уменьшится — понятно, не с целью ограничить доступ к правосудию, но он подтолкнет к тому, чтобы человек взвешенно подходил к вопросу необходимости обращения в суд и использовал максимум возможностей для мирного урегулирования спора". Стоит отметить, что если субъект спор выиграет, он сможет вернуть себе уплаченные средства, поскольку суд обязывает проигравшую сторону (в случае с админспорами — за счет госбюджета) возместить второй стороне все понесенные ею и подтвержденные документально судебные расходы. Таким образом, судебный сбор также носит характер залога. Поможет, но не всем
Норма ст. 9 Закона о судебном сборе, согласно которой судебный сбор зачисляется в специальный фонд Госбюджета, не заработает раньше ноября 2011 г., когда, в соответствии с переходными положениями, он и вступит в силу.
И кстати, Закон заработает лишь при условии, что будут внесены соответствующие изменения в Закон о Госбюджете. Так, ст. 13 Бюджетного кодекса предусмотрено исключительно законодательное (БК или Законом о госбюджете) распределение бюджета на общий и специальные фонды и поступлений в них. Проблемой некоторые народные депутаты называют и то, что судебный сбор не предусмотрен в Налоговом кодексе. Кто оплатит сбор по делам о соцвыплатах? Как известно, до недавних пор споры, связанные с соцвыплатами, были отнесены к гражданской юрисдикции. Это существенно затрудняло доступ к правосудию для социально незащищенных граждан, поскольку на них возлагалась обязанность оплатить расходы на материально-техническое обеспечение рассмотрения дела при подаче иска об обжаловании решений, действий или бездеятельности органов Пенсионного фонда или органов социальной защиты, их должностных лиц, подаче апелляционной и кассационной жалоб. Размер расходов на ИТО составлял, согласно постановлению КМУ от 21 декабря 2005 г. №1258 (в редакции от 5 августа 2009 г. №825), от 30 до 120 грн в зависимости от того, имущественного или неимущественного характера требования заявляются. Такой сбор, однако, не уплачивается в административном судопроизводстве, рассмотрению в котором эти споры подлежат теперь. Тем не менее, согласно п. 18 ч. 1 ст. 5 Закона "О судебном сборе" в редакции, подготовленной ко второму чтению, от уплаты судебного сбора освобождаются Пенсионный фонд и все соответствующие фонды: органы Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального страхования по временной потере трудоспособности, социальной защиты инвалидов и его отделения. О льготах же для истцов, выступающих с требованиями к Пенсионному и другим фондам, чтобы отстоять право на надлежащую им соцвыплату, в тексте этого варианта законопроекта речь не идет. Впрочем, Закон на момент сдачи номера не подписан Президентом Украины, поэтому о том, какой будет его окончательная редакция, говорить пока сложно. Но в любом случае принятие Закона "О судебном сборе" является важным шагом. Особенно потому, что долгое время такие платежи регулировались, по сути, ненадлежащим актом — Декретом Кабмина "О государственной пошлине", хотя, согласно Конституции, должны устанавливаться на законодательном уровне. А какой будет практика применения нового Закона и станет ли в связи с этим меньше споров в судах, покажет, как известно, время. Комментарии
Председатель Государственной судебной администрации Руслан Кирилюк: – Чтобы Закон "О судебном сборе" был реализован, необходимо внести изменения в Закон "О Государственном бюджете Украины на 2011 год". Планируется, что в ноябре ЗУ "О судебном сборе" вступит в силу, до этого времени КМУ будут подготовлены соответствующие изменения. Мы будем работать совместно с правительством. Говорить о дополнительных 2 млрд грн поступлений сложно, так как до конца этого года с момента вступления Закона в силу останется только два месяца. Называть конкретные цифры сейчас вообще не стоит, поскольку законодательством предусмотрены новые объекты налогообложения. Но мы надеемся на положительное для судебной системы решение и на улучшение материально-технической базы судов. Пройдет определенное время после того, как Закон вступит в силу, тогда мы сможем говорить о конкретных цифрах. Член Комитета ВР по вопросам правосудия Владимир Пилипенко: – Нужно отметить одно: судебный сбор — это не плата "наперед", ведь его, в конечном счете, оплачивает то лицо, которое нарушило чье-либо право. Даже если оно и освобождается от сбора, то потом, после вынесения решения суда, все равно должно его оплатить. Чтобы судебный сбор шел в специальный фонд, на судебную систему, нужно внести изменения в определенные законы — о Госбюджете и др. Думаю, этой осенью мы их внесем, ведь Закон "О судебном сборе" вступает в силу не сейчас, а с ноября. У нас есть время откорректировать законодательство. И что однозначно — Закон не направлен против общества. Он направлен только на благо общества и системы правосудия. А те лица, которые говорят обратное, — это, наверное, не позиция общества, а позиция отдельных депутатов, которые на этом хотят заработать себе определенные политические дивиденды на будущее. Первый заместитель Комитета ВР по вопросам правосудия Юрий Кармазин: – Лица, подающие иски в административные суды по поводу надлежащих им социальных выплат, фактически не освобождаются от оплаты судебного сбора. На мой взгляд, закон реакционный. Фактически, устанавливается дополнительный налог. И если посмотреть на стенограмму обсуждения парламента, то я поднимал вопрос и говорил о том, как может быть так, что за один лист ксерокопии нужно заплатить 5 грн? Он что, золотой? И таких моментов в Законе множество. Речь идет о том, что механизм, согласно которому люди платят в бюджет средства на содержание судов, сейчас фактически не функционирует, т. е. работает на 20–25% от потребности. Поэтому государство решило сэкономить и взыскивать деньги с людей. Фактически сделано так, чтобы люди меньше обращались в суд. Т. е. государство фактически отказывается от своего обязательства на обеспечение справедливого суда и перекладывает все обязанности на плечи граждан. При этом, например, Пенсионный фонд освобождаются от уплаты сбора, т. е. он может бесконечно жаловаться, доводить дело до абсурда, как бывает сейчас, а материально наказаны за это будут люди.
* Исходя из размера минимальной зарплаты по состоянию на 01.01. 2011 — 941 грн.
Комментировать |
Если уже идет судебный процесс вы можете истребовать интересующие Вас документы через суд. Для этого нужно подать туда мотивированное письменное…