Какие могут быть нарушения на выборах Президента в 2010.


За истекшие пять лет отечественная избирательная система не претерпела существенных изменений, и это оставляет возможность фальсифицировать результаты народного волеизъявления. Уменьшить их количество поможет создание единого государственного реестра избирателей. Однако эксперты не исключают, что и в нем может оказаться масса неточностей, которые члены избирательных комиссий смогут исправлять непосредственно в день голосования. Причем никто не может гарантировать, что под этим предлогом избиркомы не внесут в списки избирателей «мертвые души», чтобы помочь «своему» кандидату собрать побольше голосов.

Свои среди чужих

Центральной избирательной комиссии удалось вовремя сформировать все 225 окружных избирательных комиссий (ОИК). Общий бюджет для округов составляет примерно 144 млн грн., или около 600 тыс. грн. на каждый окружком. Как сообщила «ДС» заместитель председателя Центризбиркома Жанна Усенко-Черная, ЦИК уже утвердил бюджеты всех окружных избирательных комиссий, однако на его счета из госказны пока поступило всего 0,6% от всей необходимой на избирательную кампанию суммы. И если деньги не будут перечислены в ближайшее время, то подготовка к выборам может существенно замедлиться. Причем в Центризбиркоме не ожидают быстрого разрешения финансовых проблем. Поскольку депутаты так и не удосужились принять закон о госбюджете на будущий год и до Нового года уже не успеют этого сделать, правительство будет финансировать подготовку к выборам в ручном режиме. В Кабмине же уверяют, что проблем с деньгами у ЦИК не будет. В соответствии с постановлением №1181 от 29 октября 2009 г. «О мероприятиях по обеспечению выполнения Государственного бюджета Украины и местных бюджетов в 2010 году» на проведение выборов выделят 970 млн грн.

Недофинансирование пока не отразилось на работе самих окружкомов. Практически все кандидаты в президенты получили равное представительство в окружных избирательных комиссиях (примерно 6%). Исключение составляют только Александр Пабат (2,47%), Олег Рябоконь (2,62%) и Юрий Костенко (4,48%), которым просто не хватило собственных кадров. В действительности же львиную долю членов окружкомов контролируют штабы двух основных кандидатов — Юлии Тимошенко и Виктора Януковича. К примеру, отдельные представители Василия Протывсих, Сергея Ратушняка и Михаила Бродского на предыдущих президентских и парламентских выборах работали в штабе Партии регионов. В свою очередь представители Олега Рябоконя, Александра Пабата и Сергея Тигипко ранее трудились в штабе БЮТ и Виктора Ющенко. И вряд ли такое совпадение можно назвать случайным.

Не исключено, что главные претенденты на президентский пост используют такой же механизм увеличения числа своих представителей и в участковых избирательных комиссиях. Согласно закону о выборах президента они должны быть сформированы до 21 декабря. По информации «ДС», многие аутсайдеры избирательной гонки испытывают кадровый голод: далеко не в каждом регионе им удалось обзавестись собственными людьми с достаточным опытом работы. Поэтому руководители избирательных кампаний некоторых кандидатов на местах вели переговоры о том, чтобы штабы лидеров выделили им людей. В Донецкой области такие переговоры велись со штабом Виктора Януковича, а в западных регионах с аналогичным предложением обращались к «оранжевым». Как утверждают в Комитете избирателей Украины (КИУ), в процессе формирования участковых избирательных комиссий штабы кандидатов столкнулись с проблемой низкой квалификации и отсутствия опыта работы набранных членов избиркомов. А это чревато многочисленными нарушениями в ходе проведения выборов и дальнейшими судебными исками претендентов, оставшихся недовольными результатами.

Несовершенство реестра

Еще одной проблемой подготовки к выборам является низкое качество базы данных единого государственного реестра избирателей. «Реестр начал функционировать в августе 2009 года. С того времени был проведен ряд местных выборов. На некоторых участках неточности в данных достигали 20% от общего списка, и это первая предпосылка того, что возможны фальсификации на выборах президента», — заявил заместитель Секретариата Президента Игорь Попов. По словам главы правления КИУ Александра Черненко, ошибки в данных реестра избирателей действительно есть, но количество неточностей в них не превысит 10%. «Нынешний реестр, по большому счету, не будет качественно отличаться от списков избирателей, которые использовались на последних парламентских выборах», — признает г-н Черненко. И это притом, что на его создание было потрачено 120 млн грн.!

Как показывает практика, если избиратель обратился в органы ведения реестра по месту проживания, чтобы уточнить сведения о себе, то у него нет гарантии, что такая информация будет учтена. По данным КИУ, случаи, когда соответствующие обращения избирателей или их исправления не регистрировались, довольно распространены, что является прямым нарушением избирательного законодательства. В органах ведения реестра проколы в работе объясняют нехваткой сотрудников и пеняют на отсутствие помощи в работе со стороны областных управлений МВД, ЖЭКов или загсов. Как и на прошлых президентских выборах, ошибки фиксируются в данных тех избирателей, которым лишь недавно исполнилось 18 лет, или граждан, за последние годы менявших место жительства. Также все еще сохраняется практика занесения в списки умерших людей. Компьютерная же программа реестра способна распознавать лишь наличие избирателей-двойников.

По старым правилам

Несмотря на долгую эпопею с принятием новой редакции Закона «О выборах президента Украины», за последние пять лет украинскому парламенту так и не удалось усовершенствовать избирательное законодательство. Поправки к закону, инициированные фракциями БЮТ и ПР, были приняты в июле 2009 г., но Президент отказался ставить на них свой автограф. В августе депутатское большинство повторно поддержало документ, и он вступил в силу. Но 19 октября Конституционный суд признал его не соответствующим Основному Закону. Новая попытка принять правки в избирательное законодательство, уже с учетом пожеланий главы государства, была предпринята 2 декабря. Однако тогда не набралось достаточного количества голосов, чтобы принять хотя бы одно из многочисленных предложений Виктора Ющенко. Хотя многие из них действительно позволили бы пресечь возможные манипуляции с голосами избирателей.

Главное, на что обращают внимание эксперты в действующем законе о выборах главы государства, — это сохранившаяся возможность вносить в день голосования изменения в списки избирателей решением большинства членов избиркома. Учитывая прогнозы о количестве возможных ошибок в базе данных, таким образом вполне можно сфальсифицировать результаты на отдельных участках в пользу того или иного кандидата.

Кроме того, несмотря на вердикт КС и пожелания Президента, парламент так и не разработал процедуры голосования для украинцев, находящихся за рубежом, но не состоящих на консульском учете. Таким образом, сотни тысяч наших соотечественников не смогут проголосовать17 января.

Остается прежним и механизм опротестования нарушений, зафиксированных в день голосования. Субъекты избирательного процесса имеют всего два дня (включая день голосования) для сбора доказательств нарушений и соответствующего оформления их в заявлении, направленном в суд. Для того чтобы собрать доказательную базу нарушений, такой срок слишком мал. Особенно это касается аутсайдеров президентской гонки, имеющих ограниченный организационный и финансовый ресурс.

Таким образом, будущие президентские выборы не застрахованы от всевозможных манипуляций и фальсификаций, связанных в первую очередь с избирательными списками, достоверность которых не смог обеспечить даже созданный единый государственный реестр избирателей. Хуже всего то, что фальсификации могут спровоцировать вал судебных исков, рассмотрение которых отодвинет на неопределенный срок завершение надоевших всем выборов.

За истекшие пять лет отечественная избирательная система не претерпела существенных изменений, и это оставляет возможность фальсифицировать результаты народного волеизъявления. Уменьшить их количество поможет создание единого государственного реестра избирателей. Однако эксперты не исключают, что и в нем может оказаться масса неточностей, которые члены избирательных комиссий смогут исправлять непосредственно в день голосования. Причем никто не может гарантировать, что под этим предлогом избиркомы не внесут в списки избирателей «мертвые души», чтобы помочь «своему» кандидату собрать побольше голосов.

Свои среди чужих

Центральной избирательной комиссии удалось вовремя сформировать все 225 окружных избирательных комиссий (ОИК). Общий бюджет для округов составляет примерно 144 млн грн., или около 600 тыс. грн. на каждый окружком. Как сообщила «ДС» заместитель председателя Центризбиркома Жанна Усенко-Черная, ЦИК уже утвердил бюджеты всех окружных избирательных комиссий, однако на его счета из госказны пока поступило всего 0,6% от всей необходимой на избирательную кампанию суммы. И если деньги не будут перечислены в ближайшее время, то подготовка к выборам может существенно замедлиться. Причем в Центризбиркоме не ожидают быстрого разрешения финансовых проблем. Поскольку депутаты так и не удосужились принять закон о госбюджете на будущий год и до Нового года уже не успеют этого сделать, правительство будет финансировать подготовку к выборам в ручном режиме. В Кабмине же уверяют, что проблем с деньгами у ЦИК не будет. В соответствии с постановлением №1181 от 29 октября 2009 г. «О мероприятиях по обеспечению выполнения Государственного бюджета Украины и местных бюджетов в 2010 году» на проведение выборов выделят 970 млн грн.

Недофинансирование пока не отразилось на работе самих окружкомов. Практически все кандидаты в президенты получили равное представительство в окружных избирательных комиссиях (примерно 6%). Исключение составляют только Александр Пабат (2,47%), Олег Рябоконь (2,62%) и Юрий Костенко (4,48%), которым просто не хватило собственных кадров. В действительности же львиную долю членов окружкомов контролируют штабы двух основных кандидатов — Юлии Тимошенко и Виктора Януковича. К примеру, отдельные представители Василия Протывсих, Сергея Ратушняка и Михаила Бродского на предыдущих президентских и парламентских выборах работали в штабе Партии регионов. В свою очередь представители Олега Рябоконя, Александра Пабата и Сергея Тигипко ранее трудились в штабе БЮТ и Виктора Ющенко. И вряд ли такое совпадение можно назвать случайным.

Не исключено, что главные претенденты на президентский пост используют такой же механизм увеличения числа своих представителей и в участковых избирательных комиссиях. Согласно закону о выборах президента они должны быть сформированы до 21 декабря. По информации «ДС», многие аутсайдеры избирательной гонки испытывают кадровый голод: далеко не в каждом регионе им удалось обзавестись собственными людьми с достаточным опытом работы. Поэтому руководители избирательных кампаний некоторых кандидатов на местах вели переговоры о том, чтобы штабы лидеров выделили им людей. В Донецкой области такие переговоры велись со штабом Виктора Януковича, а в западных регионах с аналогичным предложением обращались к «оранжевым». Как утверждают в Комитете избирателей Украины (КИУ), в процессе формирования участковых избирательных комиссий штабы кандидатов столкнулись с проблемой низкой квалификации и отсутствия опыта работы набранных членов избиркомов. А это чревато многочисленными нарушениями в ходе проведения выборов и дальнейшими судебными исками претендентов, оставшихся недовольными результатами.

Несовершенство реестра

Еще одной проблемой подготовки к выборам является низкое качество базы данных единого государственного реестра избирателей. «Реестр начал функционировать в августе 2009 года. С того времени был проведен ряд местных выборов. На некоторых участках неточности в данных достигали 20% от общего списка, и это первая предпосылка того, что возможны фальсификации на выборах президента», — заявил заместитель Секретариата Президента Игорь Попов. По словам главы правления КИУ Александра Черненко, ошибки в данных реестра избирателей действительно есть, но количество неточностей в них не превысит 10%. «Нынешний реестр, по большому счету, не будет качественно отличаться от списков избирателей, которые использовались на последних парламентских выборах», — признает г-н Черненко. И это притом, что на его создание было потрачено 120 млн грн.!

Как показывает практика, если избиратель обратился в органы ведения реестра по месту проживания, чтобы уточнить сведения о себе, то у него нет гарантии, что такая информация будет учтена. По данным КИУ, случаи, когда соответствующие обращения избирателей или их исправления не регистрировались, довольно распространены, что является прямым нарушением избирательного законодательства. В органах ведения реестра проколы в работе объясняют нехваткой сотрудников и пеняют на отсутствие помощи в работе со стороны областных управлений МВД, ЖЭКов или загсов. Как и на прошлых президентских выборах, ошибки фиксируются в данных тех избирателей, которым лишь недавно исполнилось 18 лет, или граждан, за последние годы менявших место жительства. Также все еще сохраняется практика занесения в списки умерших людей. Компьютерная же программа реестра способна распознавать лишь наличие избирателей-двойников.

По старым правилам

Несмотря на долгую эпопею с принятием новой редакции Закона «О выборах президента Украины», за последние пять лет украинскому парламенту так и не удалось усовершенствовать избирательное законодательство. Поправки к закону, инициированные фракциями БЮТ и ПР, были приняты в июле 2009 г., но Президент отказался ставить на них свой автограф. В августе депутатское большинство повторно поддержало документ, и он вступил в силу. Но 19 октября Конституционный суд признал его не соответствующим Основному Закону. Новая попытка принять правки в избирательное законодательство, уже с учетом пожеланий главы государства, была предпринята 2 декабря. Однако тогда не набралось достаточного количества голосов, чтобы принять хотя бы одно из многочисленных предложений Виктора Ющенко. Хотя многие из них действительно позволили бы пресечь возможные манипуляции с голосами избирателей.

Главное, на что обращают внимание эксперты в действующем законе о выборах главы государства, — это сохранившаяся возможность вносить в день голосования изменения в списки избирателей решением большинства членов избиркома. Учитывая прогнозы о количестве возможных ошибок в базе данных, таким образом вполне можно сфальсифицировать результаты на отдельных участках в пользу того или иного кандидата.

Кроме того, несмотря на вердикт КС и пожелания Президента, парламент так и не разработал процедуры голосования для украинцев, находящихся за рубежом, но не состоящих на консульском учете. Таким образом, сотни тысяч наших соотечественников не смогут проголосовать17 января.

Остается прежним и механизм опротестования нарушений, зафиксированных в день голосования. Субъекты избирательного процесса имеют всего два дня (включая день голосования) для сбора доказательств нарушений и соответствующего оформления их в заявлении, направленном в суд. Для того чтобы собрать доказательную базу нарушений, такой срок слишком мал. Особенно это касается аутсайдеров президентской гонки, имеющих ограниченный организационный и финансовый ресурс.

Таким образом, будущие президентские выборы не застрахованы от всевозможных манипуляций и фальсификаций, связанных в первую очередь с избирательными списками, достоверность которых не смог обеспечить даже созданный единый государственный реестр избирателей. Хуже всего то, что фальсификации могут спровоцировать вал судебных исков, рассмотрение которых отодвинет на неопределенный срок завершение надоевших всем выборов.

Дмитрий Буковский

www.dsnews.ua

Комментировать