Интернет-магазины загонят в рамки закона!


Great Results Участники рынка продаж в Интернете считают, что депутаты имеют весьма слабое представление о принципах существования Интернет-бизнеса, а непрофессиональный закон может существенно затормозить развитие электронной коммерции в стране

В современном обществе уже давно наблюдается тенденция постепенного стирания границ между реальными и виртуальными гранями жизни — общение, работа, контакты, сделки, договоренности осуществляются через Интернет.

Виртуальный шоппинг, разумеется, не стал исключением. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что оборот электронной торговли в мире растет с каждым годом, поэтому во многих странах предусмотрена система законодательного регулирования Интернет-бизнеса. Украинские реалии также требуют предоставления правовых гарантий для всех участников рынка электронной коммерции, демонстрирующего активный рост. Осознают это и законодатели. Недавно народным депутатом Антоном Яценко был зарегистрирован законопроект (регистр. №6086-1) "Об электронной коммерции", в котором автор предлагает ввести ряд норм, регулирующих коммерческую деятельность в сети.

Основной целью ЗП является определение четких требований и механизмов совершения сделок через обмен электронными сообщениями. Предусматривается введение в правовой оборот ряда новых понятий, таких как электронная коммерция, электронная сделка и пр. В случае принятия ЗП электронный документ, закрепленный электронной цифровой подписью, в суде может оказаться весомым доказательством. По словам автора инициативы, таким образом удастся исключить судебную дискриминацию в случае рассмотрения дел в сфере Интернет-бизнеса. Документ не может быть не взят судом во внимание из-за того, что он оформлен и/или получен с помощью использования электронных информационно-коммуникационных средств и технологий, каналов связи и сетей.

По убеждению Антона Яценко, существующее национальное законодательство системно не регулирует все вопросы, которые возникают при осуществлении отношений, связанных с электронной коммерцией. Такое состояние дел приводит к тому, что стороны этих отношений (продавцы, потребители, провайдеры) и их взаимоотношения, их отношения с налоговым законодательством фактически находятся "в тени". Отсутствуют четкие законодательные указания (или ограничения) относительно того, какие документы не могут быть использованы в торговом обороте при осуществлении электронной коммерции. Наконец, законодательство, которое охраняет права потребителей, не содержит положения, достаточные для защиты интересов и законных прав участников рынка. По словам автора инициативы, законопроект устанавливает четкие требования относительно удостоверения электронных сообщений и сделок с помощью электронной цифровой подписи, что даст возможность гарантировать законность, прозрачность и достоверность таких операций. "Законопроект основывается на принципах равенства участников урегулированных им отношений, беспрепятственного осуществления коммерческой деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, на всей территории Украины, а также гарантиях судебной защиты прав участников электронной коммерции", — пояснили "Судебно-юридической газете" в пресс-службе Антона Яценко.

3 Стоит отметить, что это не первая и, очевидно, не последняя законодательная инициатива введения государственного правового регулирования Интернет-продаж в Украине. Несколькими месяцами ранее коллегой Яценко по фракции Юрием Полунеевым был зарегистрирован законопроект (регистр. № 6086), который также призван обеспечить основы финансовых и правовых взаимоотношений в сфере электронной торговли. Сами участники рынка довольно скептически относятся к "потугам" законодателей, отмечая, что депутаты имеют весьма слабое представление о принципах существования Интернет-бизнеса, а непрофессиональный закон может существенно затормозить развитие электронной коммерции в стране. Как отметили "Судебно-юридической газете" в Ассоциации УЕЛБУ, представители которой входят в состав рабочей группы по разработке законопроекта при Комитете ВРУ по вопросам экономической политики, государство наше привыкло к бумажному обороту и жестким контролирующим функциям, а такие вещи с Интернетом не проходят. Те механизмы, которыми законодатель предлагает регулировать и фискалить Интернет-магазины, просто загонят отрасль в тень, убеждены эксперты.

В то же время участники рынка отметили острую необходимость в правовом регулировании деятельности Интернет-магазинов, которых, согласно рейтингу портала bigmir.net, насчитывается 5761. Таким образом, возможно, удастся отсеять часть мошенников, которых немало, но без профессионального комплексного подхода здесь не обойтись.

Как сообщили нам в ассоциации, всего законопроектов, призванных отрегулировать отрасль, разработано пять, не все они пока поданы на рассмотрение в Парламент, но активно обсуждаются рабочей группой при участии Госкомпредпринимательства и Комитета информатизации Украины.

Представленные законопроекты создавались в соответствии с уже существующими международными законодательными нормах. Основные — это типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле, одобренный ООН в 1996 году, Директива Европейского парламента и Совета от 8 июня 2000 года о некоторых правовых аспектах информационных услуг, в частности, электронной коммерции, на внутреннем рынке и Конвенции ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах. Пока же в Украине деятельность Интернет-бизнеса регулируется лишь нормативно-правовыми актами Нацбанка по вопросам электронных денег и использование специальных платежных средств в электронной среде, а также отдельными ЗУ "Про электронный документооборот" и "Про электронную подпись". Так что украинским парламентариям остается достаточно пространства для проявления собственных законотворческих талантов, разумеется, в случае их наличия.

Комментарии

Народный депутат Владислав Лукьянов:

— Я изучал вопросы электронной коммерции и хочу сказать, что развитие коммерческой активности внутри сети Интернет зачастую вызывают такие взаимоотношения между бизнесом и клиентами, которых раньше просто не было. Часть этих взаимоотношений нужно регламентировать, нормировать, чтобы бизнес развивался более быстрыми темпами. Понятие "отрегулировать" у нас часто путают с понятием "затормозить", а на самом деле правильно прописанный закон, напротив, подталкивает и развивает рынок, защищает права как продавца, так и покупателя.

Закон устанавливает взаимную ответственность, типичные процедуры делает стандартными, и их не нужно десять раз прописывать в договорах. Нам необходимо не просто реформирование, а создание нормативных актов, регулирующих рынок электронной коммерции. Например, сейчас нет четкого определения, в какой стране и в какой юрисдикции происходит та или иная коммерческая сделка. Естественно, возникают вопросы налогообложения, ведь ту же авторучку можно купить через Интернет, получить ее в Украине, хотя сделка была под юрисдикцией Кипра. Такие моменты не урегулированы. Хотелось бы, что бы мы решили этот вопрос не лоскутно-заплаточным методом, а чтобы была выработана стратегия развития электронного рынка, система взаиморасчетов, чтобы это было комплексное решение. Законопроекты, которые предлагаются сейчас, направлены на решение наиболее острых вопросов. Это толчок для дискуссии и разговору в обществе о регулировании этого рынка — правильный и положительный момент.

Адвокат Ассоциации участников электронного бизнеса Украины Александр Золотухин:

— Сам факт появления такого количества законопроектов уже говорит о повышенном интересе государства к этой отрасли. Как специалист могу сказать, что все пять законопроектов (два из них зарегистрированы в ВР) практически очень похожи один на другой, видимо, авторы проектов "списывали" во многом друг у друга. Но в тоже время нельзя сказать, что эти ЗП не имеют принципиальных отличий.

Отрасль электронной коммерции нуждается в законодательном регулировании государства, и нуждается остро. Не урегулированы такие понятия как электронные товары и услуги, электронные магазины, налогообложение операций с этими товарами и услугами. Не четко определены субъекты (участники этих правоотношений) и их роль, не до конца описаны права и обязанности этих субъектов. Также, по моему мнению, не грамотно описана ответственность субъектов и не выработаны четкие правила взаимодействия и государственного контроля.

Другими словами, в законодательстве, регулирующем этот рынок, существуют "белые пятна". Но хочу сказать, что, не смотря на острую нужду в грамотном законе, все существующие законопроекты далеки от идеала, так как, в основном, они составлялись не профильными специалистами. Как юрист, практикующий более 12 лет, могу сказать, что каждый из этих законопроектов в том виде, в котором они есть сейчас (в случае их принятия), в своем столкновении с реальностью потерпят фиаско. И той пользы, которую должен принести грамотный закон, никто не получит. Государство и общество получит закон, который либо не будет грамотно регулировать рынок, либо зарегулирует рынок под определенную бизнес-группу, либо просто не будет работать. Все это происходит по той причине, что каждая группа, подающая законопроект, преследует свои интересы. То, что предложено сейчас, — это, так сказать, "инвалидное кресло вместо полноценного опорно-двигательного аппарата".

Источник

Комментировать


Warning: Undefined variable $user_ID in /home/averba/averba.com.ua/www/wp-content/themes/KindOfBusiness/comments.php on line 155