Как заставить авиакомпанию и турфирму заплатить за сорванную поездку


samolet 2(58997) Инструкция для «летающего» туриста
Вулкан с непроизносимым названием Эйяфьяллайекуль, разразившийся пеплом на пол-Европы, парализовал десятки аэропортов. И дал хороший повод, чтобы напомнить о том, на что может рассчитывать пассажир при задержке или отмене авиарейса, а также как он должен себя вести, если авиакомпании или туроператоры отказываются выполнять обязательства. Об этом «Сегодня» рассказал старший партнер юридической фирмы «Ильяшев и партнеры» Роман Марченко.

ЕСЛИ РЕЙС РЕГУЛЯРНЫЙ
Существуют целый пакет документов, в которых черным по белому написано, что обязана авиакомпания предложить своим пассажирам в случае задержки авиарейса. Это Варшавская конвенция, «Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа», утвержденные Приказом Госслужбы Украины по надзору за обеспечением безопасности авиации от 14.03.06 г. №187 и Правила перевозки украинских авиакомпаний.
Из них следует, что в случае задержки рейса авиакомпания обязана:
— предложить (на выбор) перебронировку полета на другую дату, перелет в нужную точку другим авиаперевозчиком или по другому маршруту, возврат полной стоимости авиабилета;
— организовать хранение вашего багажа;
— предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет;
— при ожидании отправления рейса более двух часов — обеспечить прохладительными напитками, предоставить два звонка или два сообщения по e-mail на выбор;
— более четырех часов — обеспечить горячим питанием (и далее каждые шесть часов в дневное время, каждые восемь часов — в ночное время);
более шести часов в ночное время — размещение в гостинице и трансфер;
— более восьми часов в дневное время — размещение в гостинице и трансфер.

ЕСЛИ РЕЙС ЧАРТЕРНЫЙ
media_600541 В этом случае билеты покупали не вы лично, а турагентство. На этом и строят свою игру авиакомпании. Часто пассажиры чартерных рейсов, которые задерживаются, слышат от авиакомпаний такой аргумент: «У вас нет полноценного билета, а только турпутевка. А значит, у вас отношений с нами нет». И отфутболивают к турагентству. Те тоже часто снимают с себя ответственность. В частной беседе высокопоставленный менеджер одного из крупных туроператоров высказался так: «Откровенно говоря, туристам, нарвавшимся на длительную задержку чартера, можно только посочувствовать. Законодательство их почти не защищает. Все зависит только от желания турфирмы и авиакомпании помочь клиентам ради сохранения собственного лица». На самом деле законодательство защищает туристов, летающих чартерными рейсами. Правила перевозок распространяются на них точно так же, как и на регулярные рейсы. То есть, к примеру, в случае задержки рейса на 6 часов в ночное время вам точно так же должны предоставить бесплатно гостиницу и трансфер. И этот аргумент используйте в разговоре как с авиакомпаниями, так и с турагентствами.

ЕСЛИ ЛЕТЕЛИ ЛОУКОСТ-КОМПАНИЕЙ
Законодательство относится к рейсам лоукост-компаний как к обычным регулярным. Поэтому все вышеперечисленные обязательства распространяются и на них. То есть снова ваш козырь — правила перевозок.

КАК БЫТЬ, ЕСЛИ ВАС «БОРТУЮТ»

6 На одном из форумов, на котором живо обсуждается тема задержки рейсов, советуют собирать большую группу поддержки. Но Роман Марченко советует делать все самостоятельно. Составьте акт: на простом листке бумаги зафиксируйте «по состоянию на такое-то время не сделано то и это». Попробуйте получить подпись работников аэропорта. Не получится — достаточно подписей пассажиров вашего рейса (с их фамилиями и контактами). Если летите чартером, сделайте звонок в свою туркомпанию. Даже если там разведут руками, потом возьмете распечатку у оператора: мол, вот звонил — ничего никто не сделал. Собирайте все чеки — из общепита, гостиниц. Вот с этим «багажом» — актом, распечатками мобильного оператора, чеками — подавайте иск в суд. Его структура стандартна. В правом верхнем углу — название и адрес суда, свои ФИО, адрес, телефон и координаты ответчика (если летели регулярным рейсом, то это авиакомпания, если чартерным — к ней добавьте и туркомпанию). По центру — «Исковое заявление о признании действий авиакомпании/туркомпании неправомерными». Затем уже в теле самого иска — обстоятельства дела: когда и с кем был заключен договор, когда должен был быть рейс, насколько его задержали и т.д. Следующий блок — в чем заключаются ваши претензии к авиакомпании/туркомпании и ваши аргументы — ссылки на действующее законодательство, в частности на Варшавскую конвенцию, «Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа», утвержденные приказом Госслужбы Украины по надзору за обеспечением безопасности авиации от 14.03.06 г. №187, и Правила перевозки украинских авиакомпаний. И последний блок — чего вы, собственно, просите от суда. Например, возместить затраты на проживание в гостинице плюс моральный ущерб (в Украине, по словам Романа Марченко, он может составлять половину суммы материального ущерба). К иску приложите копии всех документов, которые, по вашему мнению, смогут доказать вашу правоту (копию договора с турагентством, авиабилета, счет из гостиницы, чеки и т.д.).

ДЛЯ ТЕХ, КТО ТОЛЬКО СОБИРАЕТСЯ ЛЕТЕТЬ

СИТУАЦИЯ 1. Куплен 10-дневный тур на Кубу (регулярный рейс). Вылет перенесли на 4 дня. С учетом того, что перелеты туда и обратно займут около трех суток, поездка через полмира теряет смысл.
Что делать?

kart 1. Смещаем отпуск на несколько дней. «Финансовых потерь у вас не будет: при форс-мажоре всем выгодно сохранить клиента», — говорит Анна Жовтая, директор туркомпании «Всесвит-тур».
2. Вылетаем первым же возможным рейсом, отдыхаем меньше и возвращаемся в запланированные сроки. Турфирма может отказаться компенсировать неиспользованное проживание в отеле. Максим Лесик, директор Центра правовой поддержки туризма, объясняет: «Обязательства перед вами уже выполнены: номер в отеле забронирован, авиабилет предоставлен». «Но при таких форс-мажорах они могут пойти навстречу туристам ради сохранения репутации», — говорит Анна Жовтая.
3. Отказываемся от поездки. Вы сможете вернуть себе стоимость билета. Ведь при регулярном рейсе менеджер оказывает вам посредническую услугу, покупая билет. Поэтому можно самому сдать билет и получить деньги. Но вот оплату за отель не вернут. Максим Лесик: «Теоретически туроператор должен вернуть туристу всю стоимость тура. Но во всех договорах есть оговорка «за вычетом понесенных затрат». Они состоят из штрафов отеля и авиакомпании и выльются в те самые 100% стоимости».

СИТУАЦИЯ 2. Куплен турпакет (чартер) на одно из массовых направлений.
1. Смещаем отпуск на несколько дней. То же, что и в сит. 1.
2. Отказываемся от поездки. Теперь в понесенные турфирмой затраты войдут штрафы не только отеля, но и авиаперевозчика. Но туроператор может дать команду своим турфирмам вернуть деньги, и такие случаи в 20-х числах апреля были.
3. Меняем один тур на другой. Максим Лесик: «Если не прописано в договоре, то это возможно по доброй воле фирмы». На что Анна Жовтая отвечает: «Это из области фантазий. Нужно отменить бронь отеля, авиабилета, оформить тур с нуля».

Источник

3 комментария к статье “Как заставить авиакомпанию и турфирму заплатить за сорванную поездку”

  1.  nina-pp:

    Абсолютно противоположная ситуация,сократили тур из-за переноса чартера аж на 19 часов в минус.Практически украв 19 часов отдыха.с 19-10 время вылета на более раннее 00-45.Что в таком случае делать?Вот такой комментарий меня ожидал от туроператора»Под туры закладываются чартерные авиаперелеты, время вылета и детали которых могут меняться, об этом необходимо уведомлять туристов.»

  2.  Адвокат Верба:

    Нужно внимательно читать условия тура. Подтверждаю, что на чартеры общие правила компенсации по задержке рейсов не распространяются. Обязательно на билетах проставьте отметку о времени задержки рейса.

  3.  nina-pp:

    Чартерные рейсы не должны противоречить требованиям Варшавской международной конвенции об обязанностях перевозчика перед пассажиром.

Комментировать